fbpx
Плохой холодный запуск Land Cruiser Prado

Записался к нам на компьютерную диагностику клиент на авто Land Cruiser Prado 120 с мотором 1GR-FE.

Ещё по телефону я его выпытал о волнующей проблеме. И понял, что у авто проблемы с утренним запуском двигателя.

Приняв авто у клиента, я начал допрос с пристрастием, в общем, как обычно. Ведь это облегчает процесс поиска проблемы. А иногда и вовсе может быть достаточным для постановки правильного диагноза. Поэтому клиент должен вспомнить все нюансы не правильной работы своего авто.

— Рассказывайте, что у Вас?- спросил я.

— Да что рассказывать… Утром запускается со второго, с третьего раза. И это притом, что лето на дворе…

— Ясно, а газобаллонное оборудование установлено на машине? – спросил его я.

— Да, установлено. – ответил он.

— Как давно мучаетесь? — Уже два года, как купил авто. Проблема с утренним запуском двигателя была плавающая: то запускается, то не запускается, а теперь постоянная. Недавно сделали капитальный ремонт мотора. Поменяли бензонасос. В общем, к машине никаких претензий нет: едет хорошо, мотор работает отлично, одно только беспокоит – холодный запуск.

Приступив к работе, я уже имел кое-какие размышления. Мне оставалось только их проверить. Дело в том, что современные контроллеры управления двигателем имеют сложные алгоритмы управления. Особенно касается это адаптаций топливовоздушной смеси. Это значит, что когда «подсаживается» какой-либо из узлов системы, который влияет на состав топливовоздушной смеси, то контроллер это видит благодаря датчикам состава смеси (лямбда зондам). Потом он заносит эту погрешность к себе в память, используя её в дальнейшем. И мы продолжаем управлять автомобилем как ни в чём не бывало, не чувствуя никаких проблем. Причём эта погрешность, или коррекция по впрыску, используется во всех режимах работы: холостой ход, полная нагрузка и даже запуск двигателя! Концепция в принципе не плохая. Допустим, у вас немного засорились топливные форсунки. Машина стала хуже на разгон, запуск и т.д. Контроллер, увидев бедную смесь, ввел в память коррекцию, например +10%, и авто продолжает нормально ездить и запускаться на подсевших форсунках. Но при использовании ГБО дела обстоят немного иначе. Контроллер набирается топливных коррекций даже при езде на газу. Допустим, ГБО неправильно отрегулировано в сторону обогащения, то есть смесь на газу богатая. Увидев это, контроллер вводит коррекцию, обедняя при этом как газ, так и бензин. Переходя при этом на бензин, машина становится тупее. Ну и холодный запуск тоже не весьма, как вы уже и догадались.

Газ или не газ? — вот в чем вопрос?

Подойдя к авто и подключив сканер, я был на 99% уверен, что проблема в неправильно отрегулированном ГБО. Но к моему глубокому разочарованию это было не так. Посмотрев коррекции по впрыску, я увидел, что они в допуске. Значит не газ, подумал я. А что ж тогда? После этого были проверены все узлы, которые могли повлиять на холодный запуск, включая бензонасос, свечи, проверены и почищены форсунки, дроссель. После всех проделанных работ машина так и не стала нормально запускаться… Владельцу сего автомобиля нужно было поехать в командировку. И не получив никакого результата он забрал авто и сказав, что ещё вернётся, и что на меня у него последняя надежда. Прокрутив ещё раз все в голове, я ничего не мог понять. В том, что все железо целое, я был уверен на 100%. Но почему двигатель не запускается, я понять не мог. Через неделю ко мне в мастерскую попал автомобиль KIA Carens c такой же проблемой – плохой холодный запуск, как и на Прадо. Но заводка не со второго раза, а с четвёртого! С этим авто я проделал всё тоже самое, что и с Прадо: проверены все датчики, узлы, бензонасос, почищены форсунки… Я даже пошёл немного дальше, и с помощью чип тюнинга поменял пусковые калибровки. И результат был: уже не с 4-го раза, а со второго…

Дедуктивный метод

Я понял, что надо подумать, и победа где-то рядом: два абсолютно разных автомобиля с абсолютно одинаковой проблемой… Итак, включаем логику. Всё что их объединяет – это наличие газовой установки, причём, абсолютно исправной и никак не влияющей на холодный запуск. Хозяин Прадо специально ездил к газовщикам, полностью отключал ГБО и ездил несколько дней на бензине, и безрезультатно. Что я ещё заметил: наличие практически полного бака бензина в обеих авто. Что, на первый взгляд, казалось даже плюсом. Но это на первый взгляд! Тут ко мне в голову залетела светлая мысль! А что, если из бензина улетучиваются лёгкие фракции, которые и испаряются при холодном старте, давая хороший пуск двигателя! Ведь ездя на газу, расхода бензина практически нет, и при заправке полного бака на нем можно ездить несколько месяцев не дозаправляя. Что ж, идея наивная. Но мне больше ничего в голову не лезло, и её в любом случае стоило проверить. Вызвав к себе владельца KIA, я спросил у него о дате последней заправке бензином. Он мне ответил, что это было пару месяцев назад. Хорошо, подумал про себя я, и дал дальнейшие инструкции: Выкатать весь бензин. Заправить свежий бензин. Пробовать с утра запускать. На следующий день счастливый владелец позвонил мне и поблагодарил за проделанную работу, результатом которой был успешный запуск двигателя с первого раза! Не ожидая ни секунды, я позвонил владельцу Land Cruiser Prado, и сказал, что я знаю решение его проблемы. После его приезда, я ему объяснил, как и владельцу KIA, что ему банально надо поменять топливо на свежее. Клиент посмотрел на меня, как на прокажённого, и сказал, что он в это не верит! Как такое может быть? Но, согласившись на эксперимент, он уехал. Не прошло и пару дней, как зазвонил мой телефон, и увидев номер телефона того самого клиента, меня переполнили эмоции. Я взял трубку: «Привет Паш, это Славик на Прадо. В общем ты был прав. Я залил свежего бензина, и сегодня машина завелась с полутырка! Проблемы с утренним запуском двигателя уже нет. Спасибо тебе, я уже думал, что мне никто не поможет! ».

С ув. injector-service